Местные жители: беспокойная ночь

Лучший способ побороть страх — посмеяться над его причиной. Выяснить с ней отношения, полюбить ее, в конце концов. Именно так поступают мексиканцы, которые каждый год 1 ноября отмечают День мертвых. Побывав в городке Сан-Луис-Рио-Колорадо штата Сонора, «Вокруг света» убедился, что это один из самых радостных праздников в мире.

Местные жители: беспокойная ночь

Дверь в ванную приоткрывается, и я невольно ахаю: из щели выглядывает череп. Так Анита раскрасила свое лицо. «Ты чего это вдруг? — недоумеваю я. — День мертвых завтра!» «А я тренируюсь!» — восьмилетняя девочка явно довольна результатом. «Ну вот и ходи так до завтрашнего дня! — парирует Моника, мама Аниты. — Полночи теперь придется смывать!»

Это правда: грим для Дня мертвых в Мексике делают на совесть, можно ходить день и ночь, и ничего не потечет. К тому же традиционно для «смертельного» макияжа используют много черного, и смыть потом все дочиста непросто. Досаду моей подруги Моники можно понять: после работы она ездила на кладбище, чтобы прибраться на семейных могилах перед торжеством, и вечером после такого насыщенного дня намеревалась пораньше лечь спать.

Скелеты в шкафах

День мертвых в Мексике празднуют не один, а целых два дня: 1 ноября — День святых невинных, в который поминают умерших детей (его еще называют Днем ангелочков), а на следующий чествуют усопших взрослых. Вечером первого дня для детей устраивают праздник выпрашивания сладостей. Эта традиция появилась на севере Мексики в середине прошлого века, но в последнее десятилетие распространилась по всей стране.

У родителей Моники четверо внуков, большой и гостеприимный дом. Адрес знают едва ли не все маленькие обитатели городка Сан-Луис-Рио-Колорадо. А потому с утра мы с Моникой и ее сестрой Йоландой едем за покупками — деликатесами для детей, косметикой для «мертвецкого» макияжа (арсенала Аниты на всех не хватит) и праздничными нарядами. В День мертвых мексиканки наряжаются в Катрину, символ смерти: надевают элегантные черные платья и специальные шляпы с темной вуалью.

Местные жители: беспокойная ночь

Образ Катрины придумал в начале прошлого века мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуадалупе Посада. В 1913 году была опубликована созданная им гравюра La Calavera Garbancera («Вульгарный череп»). В названии использована игра слов: calavera помимо основного значения («череп») имеет и фигуральные — «непутевый человек, повеса, ветреная особа»; а прилагательным garbancera в те времена в Мексике презрительно называли женщин с индейскими корнями, которые стеснялись своего происхождения и подражали европейской моде. Картинка с черепом в элегантной женской шляпе обличала именно такую даму с выбеленным лицом, одетую по европейской моде. Очень скоро изображения черепов и скелетов в роли живых людей стали символом Дня мертвых, популярным сюжетом в газетах и журналах, в том числе в качестве карикатур на политиков и прочих известных личностей. Но настоящий бум случился после того, как работу Посады процитировал в 1947 году Диего Ривера.

В своей знаменитой фреске «Сон о воскресном дне в парке Аламеда Сентраль» он изобразил даму-скелет в длинном платье под руку с ее изначальным создателем и назвал ее La Catrina («щеголиха» на мексиканском сленге). С тех пор Катрина — не только неизменная героиня Дня мертвых, но и один из самых популярных мексиканских символов. За месяц до праздника черепа и скелеты появляются в витринах едва ли не всех мексиканских магазинов.

Местные жители: беспокойная ночь

Ангелочки наступают

Уже дома, после шопинга, я пытаюсь изобразить «калаверу» на собственном лице. Даже при наличии определенных художественных способностей это непросто. Благо в мексиканском интернете фотографии «смертельного» макияжа представлены в широком ассортименте вместе с советами, как его наносить. Одной лишь черно-белой имитацией черепа дело не ограничивается: на лице рисуют яркие цветы, орнаменты и даже портреты народных героев (особенно популярна, конечно, Фрида Кало), наклеивают блестки и стразы. Смерть должна быть яркой и красивой! У Моники и Йоланды получается идеально: сказывается многолетний опыт. Не думала, что подобный шутливый макияж может настолько изменить черты лица, причем как в худшую, так и в лучшую сторону. Просто нужно знать секреты. Мама моих подруг, почтенная 70-летняя сеньора Дора, не остается в стороне — и вот три поколения женщин-Катрин позируют для памятного фото.

Местные жители: беспокойная ночь

Мы уже немного устали, но расслабляться рано: нужно разложить по пакетикам сладости для малышей, да так, чтобы у всех было поровну, иначе радость обернется обидами. В каждый пакетик кладем слоеное печенье в форме человеческой фигурки — традиционное детское лакомство в День мертвых.

«Сколько времени? Семь? Надо поторапливаться, а то сейчас как налетят ангелы…» — Дора говорит со знанием дела. «Ангелочки» уже ждут за дверью, когда мы выносим в палисадник стол со сладостями. Пока в поле зрения только парочка малышей, братик и сестренка. Они пришли со своей мамой и, завидев нас, на секунду застывают, а потом громко выкрикивают: «Tricky-tricky!» Так мексиканцы переиначили трудно выговариваемое английское trick or treat (русский вариант — «сладость или гадость»). Мы даем детям по пакетику и ждем. Анита помогает с нескрываемым удовольствием: наконец-то она по другую, взрослую сторону tricky-tricky.

Через полчаса у дома выстраивается целая очередь. Подростки, сопровождающие младших братьев и сестер, тоже не прочь перехватить сладостей. Печенье заканчивается, мы переходим на конфеты, а потом на разноцветные кукурузные хлопья. В очереди все ведут себя по-разному: кто-то терпеливо ждет и говорит «спасибо», а кто-то быстро хватает подарок и, толкнув соседа, убегает. Моника уходит в дом и приносит нам по бокалу вина.

Местные жители: беспокойная ночь

Часа через полтора в доме исчерпаны все запасы сладкого, а «ангелочки» еще не заканчиваются. Я шучу, что в этой стране детей больше, чем конфет, — многодетность здесь пока в норме. Но нам пора закрывать лавочку. Ребятня явно разочарована и не спешит расходиться, периодически выкрикивая tricky-tricky. Одна малышка, кажется, вот-вот заплачет. На этот случай у Моники припасена «дежурная» конфета, которую она быстро сует девочке в карман. Мы заходим в дом и закрываем за собой дверь. Уф, наконец-то настал черед тихого семейного ужина! Ведь завтрашний день обещает быть не менее насыщенным: в планах визит на кладбище.

Череп с юмором

«Смерть демократична, ведь как-никак и от блондинов, и от брюнетов, и от богатых, и от бедных — от всех людей в конце концов остаются лишь косточки», — говорил художник Хосе Гуадалупе Посада. День мертвых не менее демократичный праздник: в нем гармонично переплелись элементы доколумбовой культуры и испанского католицизма. Миктлантекутли, ацтекского бога загробного мира, часто изображали в виде окровавленного скелета или черепа с зубами, а его жену Миктлансиуатль — в виде женщины с черепом вместо головы. Историк факультета антропологии Национального автономного университета Мексики Мигель Анхель Санчес Тапиа убежден, что образ Катрины стал современной версией Миктлансиуатль, которая в ХХ веке обрела юмористический и даже сатирический характер.

День мертвых в Мексике

Местные жители: беспокойная ночь

Смерть должна быть яркой и красивой! Макияж может изменить лицо и в лучшую, и в худшую сторону. Нужно знать секреты

Местные жители: беспокойная ночь

«Мы верим, что если обращаться со смертью фамильярно, то, когда мы отойдем в мир иной, костлявая отнесется к нам с таким же пониманием»

Местные жители: беспокойная ночь

«Говорят, в День мертвых они приходят сюда, чтобы посмотреть на нас. Поэтому не надо их расстраивать. Надо радоваться. Жизнь всегда торжествует»

В ацтекской мифологии смерть символизировала переход в другую форму существования: 13 небесных миров ждали умерших от различных причин. Так, мужчины, павшие в бою, и женщины, не вынесшие родов, отправлялись в Омейокан; те, кто утонул, — в Тлалокан; а дети, не успевшие стать взрослыми, — в Тонакуатлан. И ацтеки, и майя верили, что жизнь и смерть — две равнозначные ипостаси, приводящие мир в движение. Испанские завоеватели принесли индейцам много смерти, однако их религия тоже сулила вечную жизнь, а смерть, танцующая с людьми, была популярным сюжетом средневековой европейской религиозной живописи.

В своей работе «Культ мертвых» Санчес Тапиа пишет: «Современный мексиканец маскирует свой страх смерти юмором, мы верим, что если обращаться со смертью фамильярно, то, когда мы отойдем в мир иной, костлявая старуха отнесется к нам с таким же пониманием. И мы изображаем ее скульптурно, ласкаем ее поэзией, встречаем ее песнями, шутим и иронизируем над ней, печем хлеб мертвых, чтобы ощутить ее на вкус, роднимся с ней всеми своими художественными промыслами, в общем, каждый несет свою калаверу, никому от нее не сбежать».

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Туристический вестник | About-Travel.ru