Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо. Только отсекая лишнее, можно добиться гармонии. Буряты так живут много веков.
Сэргэ (столбики коновязи) на месте поклонения богу Бурхану на острове Ольхон
ГЕРОЙ
Татьяна Маладаева
Родилась в 1972 году в селе Курумкан в семье сотрудников местной санэпидстанции. Окончила Бурятский государственный пединститут (ныне университет) им. Доржи Банзарова. Изучала тибетский язык в Колледже высших тибетских наук Сара в Индии. Училась буддийской философии у главы буддистов Монголии ламы Богдо-гэгэна IX. Живет в Улан-Удэ, практикует тибетскую медицину. Татьяна Маладаева рассказала корреспонденту «Вокруг света» о том, как сложились ее представления о мире.
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Буряты
Народ, сформировавшийся в районе озера Байкал. Этнографы считают, что у бурятов есть монгольские, тюркские, тунгусские и самодийские корни. Самоназвание народа — буряад, происхождение этнонима до конца не выяснено. Национальный язык — бурятский. Исповедуют буддизм и шаманизм. В настоящее время проживают в России (в основном в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области), Монголии и Китае (в автономном районе Внутренняя Монголия). Общая численность составляет 550–690 тысяч человек.
Одно из самых ярких воспоминаний детства — как дед кормил птиц во дворе. К дому слетались вороны, сороки, голуби, воробьи, синички, даже дятлы и коршуны. Дед говорил, что кормить птиц — благодеяние, потому что они наши ангелы-хранители. Дед был белым старцем, по-бурятски мы называем таких людей сагаан убэгэн.
***
Шаманы и дарханы были у меня в роду с папиной стороны. Дархан — это кузнец, в Бурятии всегда был культ кузнеца, считалось, что он судьбу кует. А мамины предки — ламы, тоже кузнецы, но ювелирные, работали с благородными металлами.
***
В семье нас было четверо детей: я, две старшие сестры и младший брат. Родители целыми днями работали, а нас отводили к дедушке с бабушкой. Дед проводил исцеляющие обряды. К нему приходили односельчане с разными вопросами, проблемами, и он помогал их решать.
***
Дар помогать людям у него открылся после войны. На фронте снайпер прострелил ему спину, ранение было очень тяжелое. Но дед выжил и полностью поправился. Говорили тогда, что не иначе как его ангелы оберегали. Вернувшись после войны в родной Курумкан, он стал работать трактористом и лечить людей молитвами. Бывало, придет к нему больной, дед его выслушает, помолится, подует — и назавтра человек возвращается здоровый, благодарит. Дед никогда не брал денег за лечение, вообще не придавал значения материальному.
***
Односельчане часто просили деда, чтобы он молился о хорошей погоде. Особенно осенью перед заготовкой сена: чтобы оно не промокло, чтобы вовремя урожай убрать. Он помолится, поговорит с природой, разведет костер, капнет туда масла — и дождь прекращается. В советское время шаманизм не одобряли, но деда никто не трогал. Хотя маминого дедушку в 1937 году расстреляли за то, что он был ламой. Позже реабилитировали.
Алтайский шаман проводит обряд почитания духов огня
***
Дедушка с бабушкой делали подношения огню. Считается, что огонь сжигает все плохое, устраняет препятствия. Поэтому мы, буряты, задабриваем огонь: льем на него топленое масло, кидаем конфетку или печенье, брызгаем молоко. Наш папа был печником: каждая вторая печь в Курумкане сделана его руками.
***
Дед учил нас быть крепкими, закалял. Сам ходил босиком по снегу в 40-градусный мороз! Меня в четыре года уже заставлял мыть полы. Мы часто вставали в пять утра и шли на речку Баргузинку встречать рассвет, загадывать желание у родников, которые считались священными. С тех пор я всегда встаю рано. Дед говорил, что в жизни надо много трудиться.
***
В Бурятии традиционно главой семьи считается мужчина, но мой отец рано умер, и все домашние трудности легли на нас, детей. Мы сами рубили дрова, косили сено, ухаживали за овцами, коровами, свиньями, курами. Позже, во время учебы, постоянно приходилось подрабатывать. Было очень тяжело, но я знала, что человеку, который укрепляет дух с детства, с молодости, потом никакие трудности не страшны.
***
Каждые выходные мы собирались всей семьей, папа затапливал печь, мама пекла хлеба, булочки. А накануне вечером ставила в печь мясо в чугунке, и утром оно было мягкое, как тушенка. Семья, домашний очаг для бурята — это святое.
***
В честь рождения ребенка буряты ставили памятные столбы сэргэ. Традиция пошла со времен кочевничества, когда жилища были временными. Приезжая к столбам своих предков, мы молимся духам — хозяевам местности, загадываем желания. Нужно помнить, кто ты, откуда, кто твои предки. От них передаются знания, мудрость. А невежество в буддийской философии считается одним из трех ядов наряду с гневом и страстью.
***
Одной вспышкой гнева можно перечеркнуть все хорошее, что ты делаешь в жизни. Чтобы не гневаться, мы применяем специальные буддийские практики. Высшая цель — достичь состояния Будды, полной гармонии с собой и миром.
Озеро Байкал, восточный берег у поселка Турка. Памятник природы «Черепаха»