Образовательный маршрут – выбор школы и вуза, профориентация и подготовка к университету

Образовательный маршрут – выбор школы и вуза, профориентация и подготовка к университету

Лето — всегда горячая пора для выпускников и поступающих в вузы. Кто-то давно определился с планами, а кто-то все еще не уверен в своем выборе. Наряду с подготовкой к ЕГЭ и профориентацией, в последнее время среди родителей старшеклассников набрала популярность новая услуга: построение образовательного маршрута. О том, что это такое и для чего нужно, мы беседуем с Владимиром Гречко, руководителем консалтинговой компании Allterra Education, которая помогает получить образование за рубежом.

Владимир, насколько востребована эта новая услуга среди клиентов?

– Услуга, на самом деле, не новая: мы делаем это уже почти десять лет. За это время у нас сформировалось понимание того, что необходимо и достаточно для успешного выбора школы, вуза или специальности. Как помочь сделать осознанный и правильный выбор и снять с клиента груз ответственности за очень важные решения. Образовательный маршрут — неотъемлемая часть долгосрочных отношений с клиентами. Поскольку занимаемся мы этим очень давно, у нас есть фактические подтверждения правильности подхода. Так что, я могу сказать, что услуга востребована на 100%.

Что такое образовательный маршрут?

– Это пошаговый план получения образования, учитывающий стартовый уровень знаний и возможностей ребенка, ведущий к поставленной цели.

А какой период жизни он может охватывать?

– Это зависит от возраста, в котором появилось осознание цели и желание двигаться к ней. Стартовой точкой будет этот возраст: это может быть и 5 лет, если маршрут заказывают родители, и 35, если к нам обращается взрослый студент. Маршрут заканчивается, когда человек приходит к своей цели: например, поступает в рейтинговую школу или успешно «перезагружает» карьеру.

Как понять, нужен моему ребенку образовательный маршрут или нет?

– Маршрут есть всегда, вопрос — в каком виде. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы, реализовались в своей профессии. У кого-то амбиции выше, возможностей больше, но в любой семье есть какое-то представление о пути ребенка во взрослую жизнь. Разница в том, что кто-то может и не задумываться о том, что планировать надо заранее и надолго. А кто-то привык работать по плану.

И какие перспективы у двух этих состояний?

– Жизнь непредсказуема, и повезти может любому. Совершенно «заброшенный» ребенок может стать успешным и счастливым человеком. Всегда есть элемент случайности. Но если родители всерьез «вкладываются» в детей, планомерно занимаются их развитием, воспитанием, образованием, то для них сформированный маршрут — необходимый инструмент. Вероятность добраться до конечного пункта гораздо выше, если всегда помнишь, куда идешь, и идешь кратчайшим путем. Я хочу сказать, что для тех, кто действительно занимается построением успешного будущего своего ребенка, это актуально. Если нет — значит нет.

Но разве цели не могут меняться? Ребенок же растет, меняется характер, интересы…

– Конечно, могут. И часто меняются! Правильно построенный маршрут должен это учитывать. Чтобы в момент смены приоритетов не оказаться перед альтернативой — возвращаться далеко назад или продолжать учиться тому, чему уже не хочется. Самый радикальный пример — ребенка готовили к карьере юриста или инженера, а он захотел стать музыкантом. К сожалению, такая смена приоритетов в 14 лет практически не реализуема. По понятным причинам. А вот стать дизайнером, передумав в 14, вполне возможно.

Вы упомянули развитие и воспитание ребенка. Мы разве не только об образовании говорим?

– Да, мы о нем и говорим. Но развитие и воспитание обойти никак не удастся. Например, наша компания помогает с поступлением в школы Великобритании. Если посмотреть на традиционную британскую систему образования, то мы увидим, что в начальной школе дети много гуляют, играют, им прививают социальные навыки и немножко учат. В подростковом возрасте, наряду с уроками, в школах много спорта, творчества и других занятий, которые позволяют выявить и развить природные задатки и наклонности. В это время дети приобретают навыки учебы, в том числе самостоятельной. Учатся общаться с учителями, с одноклассниками из других стран. А уже в старших классах определяются с профильными дисциплинами и занимаются действительно много. То есть, когда на ребенка сваливается серьезная нагрузка, он готов к этому физически, морально и функционально: здоров, мотивирован и умеет учиться.

Можно по-разному относиться к той или иной системе образования, но нелогичным такой подход не назовешь. На самом деле это очень важно. Нет смысла выходить в бурное море на «утлом челне», со слабеньким парусом. Результат будет плохой. На международном уровне конкурировать придется с сильными. Может быть, даже с сильнейшими. С теми, кто пел, танцевал, серьезно занимался спортом, неутомимый оптимист и при этом еще и круглый отличник. Всестороннее развитие очень помогает ребенку в будущем.

Что собой представляет образовательный маршрут — это презентация, документ, устные рекомендации?

– Правильнее назвать это комплексом мероприятий. В основе — документ, описывающий основные этапы. Но суть в информировании, обоснованном и аргументированном: о состоянии дел на данный момент; об имеющихся возможностях; об этапах, которые нужно пройти, чтобы достичь цели; о способах, которыми нужно пользоваться для прохождения этих этапов; о дедлайнах и требованиях при переходе с этапа на этап.

Как часто нужно делать новый маршрут?

– Мы говорили с вами, что ребенок меняется, цели семьи могут меняться. То же самое и с внешней средой — меняются вступительные требования, миграционные правила. То есть ситуация нестабильна со всех сторон. Но есть и хорошая новость — это обычная история, и мы знаем, как с ней справляться. Чтобы планы осуществились, нужно знать, что делать, вовремя узнать об изменениях, если они произойдут, и понимать, как действовать, если они произойдут.

По первому пункту — понятно, нужен маршрут. А как быть со вторым и третьим?

– Либо отслеживать все самостоятельно, либо поручить это специалистам. Вообще, ситуация, когда клиент уходит от нас с маршрутом или с неким промежуточным решением, достаточно редкая. Я даже не могу такого вспомнить. Даже если человек заказал образовательный маршрут заранее, например, за два года до поступления в вуз, он все равно возвращается к нам, чтобы выполнить формальности, собрать документы, оформить визу и т. д. Уровень экспертизы, которую получают наши клиенты, настолько высок, что все, пришедшие к нам за маршрутом, продолжают с нами работать дальше.

Со школьниками все ясно: им учиться долго, желательно основные шаги планировать заранее. А зачем образовательный маршрут тем, кто поступает в университет? Им ведь только нужно поступить.

– Университетский отрезок часто оказывается сложнее. Дело в том, что, если у вас есть план и вы им руководствуетесь, вы заранее знаете возможные варианты. При работе с нами, во всяком случае. И даже если случается какое-то нежелательное событие в виде несданных экзаменов — вы в курсе, что такое бывает и что делать в этом случае. Если поступление в вуз стоит в плане, то и университет, и специальность выбираются заблаговременно. Точнее, сначала специальность, потом вуз. Подготовка к экзаменам ведется планомерно, да и вообще это не становится каким-то резким переходом, Рубиконом. Это просто подзадача, которая учтена еще в самом начале. Если же к нам обращаются в 11 классе, то нужно проделать большую работу.

А в чем сложность?

– В вуз надо еще поступить. И чем престижнее вуз, тем сложнее там оказаться даже с отличными оценками. Во многих странах российского аттестата недостаточно для поступления в университет. Представления подростка о специальности могут разбиться о национальное законодательство или сложности с признанием дипломов. Об этом нужно узнать до поступления, а не в начале третьего курса, после потраченных лет и сумм. Кроме того, в современном мире огромное количество специализаций. Выбирая из всех областей логистики морские контейнерные перевозки, наш клиент понимает, какие у него перспективы, стартовая зарплата, возможности дополнительного образования или переподготовки.

Звучит как-то все очень сложно.

– Да, если всё и сразу, и без профессиональной помощи — довольно сложно. Если же все делать вместе с квалифицированными специалистами и вовремя, то вполне решаемая задача.

И какова вероятность успешного развития событий?

– При правильном подходе — почти 100%. Исключения могут быть в совсем уж непредвиденных обстоятельствах.

Мы все время говорим об учебе за границей. А могут ли воспользоваться вашими услугами те, кто хочет учиться в российском вузе? Например, если родители пятиклассника хотят, чтобы он окончил МГИМО или МГУ?

– Конечно. Для нас нет разницы, на каком языке изложена информация, которую нужно анализировать. Русским мы вполне владеем. Другое дело, что родители пятиклассника им тоже владеют, и в подавляющем большинстве случаев занимаются вопросами поступления сами.

А разве такой подход не оправдан?

– Зависит от точки зрения. Наверное, можно привести такую аналогию: в одном случае вы сами ходите во все вузы на дни открытых дверей и пытаетесь разобраться в особенностях, в другом — поручаете работу профильному специалисту и получаете независимый аналитический отчет.

Дорого ли стоят ваши услуги?

Неправильно озвучивать какую-то цену, она зависит от трудозатрат в каждом конкретном случае. Относительно общей стоимости образования это очень небольшая сумма.

Какими бы высокими и масштабными ни были цели, грамотно построенный образовательный маршрут может стать главным условием их достижения. Советуем вам двигаться верным путем!

Внимание: любое копирование материала допускается только с письменного согласия правообладателя!


Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Туристический вестник | About-Travel.ru