Правильно выдавать ваучеры или отдавать деньги туристам и пассажирам?

0 14

Правильно выдавать ваучеры или отдавать деньги туристам и пассажирам?

«Европейским авиакомпаниям запретили выдавать ваучеры вместо денег» – с таким заголовком «Российская газета» процитировала 14 мая высказывание исполнительного вице-председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер, курирующей вопросы конкуренции. По ее словам, согласно регламенту ЕС, перевозчик должен вернуть стоимость перелета в течение недели. «Мы не можем судить о финансовом положении каждого человека… вот почему мы настаиваем, что пассажир вправе (получить денежную компенсацию за перелет), и на этом точка»,– сказала г-жа Вестагер.

Однако из этого заявления никак нельзя сделать вывод, что Еврокомиссия запретила авиакомпаниям выдавать ваучеры: чиновница говорит только о необходимости соблюдать права пассажиров, но европейскими регламентами предусмотрены и права поставщиков услуг.

Чтобы понять, что имела в виду г-жа Вестагер, необходимо обратиться к документу, опубликованному на сайте Еврокомиссии 13 мая. В пунктах 8 и 9 действительно указано об обязанности авиакомпаний и туроператоров возвращать деньги за несостоявшиеся перелеты и услуги (в течение 7 и 14 дней соответственно. – Ред.). Однако в этих же абзацах признается их право сделать возврат в виде ваучера. Нюанс в том, что для этого требуется согласие клиента.

В документе Еврокомиссии подробно описывается вся тяжесть положения компаний туристического сектора: в первом квартале они потеряли 60% прогнозируемого оборота, по итогам второго ожидается 90%-ный спад. Еврокомиссия обращает внимание, что операционная деятельность компаний почти полностью остановлена, поэтому поток требований вернуть деньги за неоказанные услуги может привести к банкротствам. «Есть риск, что многие путешественники и пассажиры не получат никакого возврата, так как их требования не защищены», – говорится в документе.

Выход из ситуации Еврокомиссия видит в том, чтобы сделать ваучер более привлекательным вариантом для клиентов, чем возврат денег. Например, он может быть выписан на сумму, превышающую внесенную клиентом, или предусматривать получение дополнительных услуг. У ваучера должен быть достаточный срок действия – не менее 12 месяцев, оговаривается также возможность его использования для оплаты услуг внутри одной группы компаний, а также его передачи другому лицу.

Кроме того, Еврокомиссия подчеркивает необходимость защиты прав получателей ваучеров на случай банкротств и рекомендует странам-участницам принять для этого необходимые обеспечительные меры в виде поддержки авиакомпаний и организаторов услуг. Обязательства по ваучерам должны быть гарантированы на 100%, следует из документа.

Наблюдатели обращают внимание на его рекомендательный характер. Во множестве европейских стран уже приняты законы, разрешающие авиакомпаниям, туроператорам и другим поставщикам услуг в одностороннем порядке перенести выполнение обязательств перед клиентами. Право на возврат денег при этом не оспаривается, а откладывается на срок действия ваучера: если пассажир или турист им не воспользуется, он сможет получить возврат.

Тот факт, что чиновники в Брюсселе обращают внимание на нестыковку с общеевропейскими регламентами, экспертов не смущает. Правительства сейчас озабочены не соблюдением бюрократических норм, а спасением экономик, где туристический сектор традиционно составляет значимую роль. Соглашаясь на отступление от правил, крупные страны-доноры (такие как Германия. –Ред.) одновременно принимают меры по финансовой поддержке участников рынка. И таким образом фактически гарантируют монетизацию ваучеров. Вместе с тем в ряде стран будущие обязательства поставщиков услуг действительно ничем не обеспечены. Дискуссия о том, как именно это можно сделать, еще продолжается.

Напомним, в России закон, позволяющий в одностороннем порядке отложить выполнение обязательств перевозчиков, отелей и туроператоров перед потребителями, 12 мая принят Государственной Думой в первом чтении. Второе и третье ожидаются до конца месяца, Российский союз туриндустрии выступил с предложениями по доработке.

Источник

Реклама.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

2 × 2 =