Таинственный театр Но. Часть 2: костюмы, веера, декорации, музыка и танец

Японский театр Но сильно отличается от знакомых нам форм искусства. Причудливые маски, которые носят актеры, медленные движения, пение, полное непривычных звуков, — всё это создает таинственный мир театра Но. «Вокруг света уже рассказывал о теоретической стороне театра: философии, эстетике, композиции драм. Теперь же пришло время поговорить о более практических аспектах: танцах и пении, костюмах и реквизите.

Костюмы

Содержание статьи:

Актеры театра Но очень ценят свои костюмы, передают их из поколения в поколение. Если необходимо создать новый костюм, то он делается строго по старинному образцу. Изначально костюмы отличались простотой, но со временем их строение усложнилось до современного состояния. Костюмы театра Но очень конструктивны. Чтобы понимать значение костюма на герое, зритель должен помнить, что означает тот или иной предмет гардероба.

Таинственный театр Но. Часть 2: костюмы, веера, декорации, музыка и танец

Костюм Караори. XIX век, период Эдо. Фото: Heritage Images / Contributor / Getty Images

Например, тёкэн — прозрачную шелковую накидку с широкими рукавами — носит женщина во время танца, но ее же надевает и призрак молодого воина. Мидзугоромо, накидка от дождя, служит одеждой для странников и путешествий. Но если женщина появится в этом плаще и с зеленой веткой бамбука, значит, она безумная.

Актеры Но надевают два-три нижних кимоно, а поверх — тяжелое парчовое одеяние. Костюмы ситэ создаются с особенным тщанием: они изготавливается из дорогих тканей, украшаются вышивкой серебряными или золотыми нитями.

Веера

Веера занимают особенное место в театре Но. Ни одна роль не исполняется без них. Их форма, цвет, то, как актер использует веер, — всё это имеет символическое значение. С помощью веера можно изобразить луну, солнце, сделать его оружием или чашей вина. Веер акцентирует внимание на паузах и жестах.

Существует три разновидности вееров: утива, тюкэй и судзумэори. Утива используется для персонажей-китайцев (этот веер был завезен в Японию из Китая), а также для ролей демонов. Судзумэори — бытовые веера, их носят хористы и актеры, выступающие без масок.

Таинственный театр Но. Часть 2: костюмы, веера, декорации, музыка и танец

Веер XVIII века, украшенный изображениями фениксов и цветов павловнии. Фото: Daderot / commons.wikimedia.org

Среди прочих выделяются веера тюкэй. Рисунок на них символичен и меняется в зависимости от того, какому персонажу аксессуар принадлежит. Так, на веерах богов изображены фениксы и цветы павловнии, на веерах девушек — повозки с цветами, а на веерах безумных героев не бывает красного цвета. Веера демонов украшены белыми пионами, а у ваки изображена луна — символ жизни странника.

Декорации

В драмах Но нет привычных нам декораций, единственная «большая» декорация — сосна. Она появляется на задней стене сцены во всех пьесах театра Но. Считается, что сосна связывает между собой небесный мир с земным. Это дерево также называют ликом божества.

Пол на сцене театра Но чистится до особого блеска и становится похожим на зеркало. Когда актеры двигаются по сцене, кажется, будто они отражаются в воде.

Таинственный театр Но. Часть 2: костюмы, веера, декорации, музыка и танец

Сцена театра Но в святилище Ицукусима

Но все же театр не обходится вовсе без реквизита. Последний делится на вещи, которые заранее выносятся на сцену — суэдогу, и то, что герои сами выносят в руках, — тэдогу. К суэдогу относятся легкие сооружения, воссоздающие конкретные вещи: ворота храма, паланкин императора, лодки. Суэдогу должны производить впечатление, будто эта вещь была создана недавно. Выносимые суэдогу не должны занимать много места, чтобы сцена оставалась просторной. В руках герои выносят тэдогу — мечи, серпы, жезлы, корзины, метлы. Эти предметы также должны быть похожи на реальные, только меньшие по размеру.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Туристический вестник | About-Travel.ru